Изучение практики деятельности следователей и анализ их функциональных (должностных) обязанностей позволили выделить наиболее характерные стороны их текущей работы. Не для кого не секрет, что работа следователей происходит в постоянном умственном и физическом напряжении, в постоянных психических стрессовых ситуациях, а также в условиях не нормированного рабочего дня. Действие постоянного многофакторного прессинга создает информационные перегрузки, влечет за собой сверхнормативную нагрузку на эмоциональную и интеллектуальную сферу субъектов государственной деятельности. Порождая тем самым негативные функциональные психические состояния, выраженные высокой психической напряженностью, тревожностью, переутомлением, расстройствами здоровья, что приводит к определенным ошибкам и просчетам в деятельности следователя, что в свою очередь может привести к лишению свободы и подрыву здоровья не винных людей.
Создание акмеолого-психологических служб (АПС) в системе юстиции, сможет обеспечить с помощью акмеолого-психологических средств успешность профессиональной деятельности кадрового состава системы за счет актуализации резервных возможностей личностно-профессионального развития каждого сотрудника в единстве, направленного на создание комфортных психологических условий деятельности.
В самом определении АПС заложена основная цель – психологическое сопровождение деятельности государственных служащих на уровне системного обеспечения развития ее кадрового потенциала, а так же создание психологически комфортных условий профессиональной деятельности и достижения в ней успеха.
Более частными целями АПС являются:
• содействие молодым специалистам в адаптации к профессиональной деятельности;
• создание мотивации;
• развитие профессиональных качеств;
• содействие в совершенствовании профессиональной компетентности;
• обеспечение повышения квалификации следователей;
• формирование элементов эффективной саморегуляции;
• профилактика синдрома «профессионального выгорания».
Необходимо также выделить задачи АПС:
1. Выявление психологического содержания деятельности следователей;
2. Изучение условий и факторов среды, влияющих на успешность профессиональной деятельности;
3. Исследование процесса и результатов успешности профессиональной деятельности следователей;
4. Определение особенностей личностно-профессионального развития конкретного специалиста, разработка акмеологического профиля личности;
5. Выявление резервных возможностей личности в целях активизации личностно-профессионального развития;
6. Подбор и применение технологий личностно-профессионального развития;
7. Разработка акмеограмм и составление на их основе программ личностно-профессионального самосовершенствования;
8. Проведение мониторинга личностно-профессионального развития;
9. Анализ получаемых данных, их теоретическое осмысление с целью выявления закономерностей движения личности к акме, ступени акме и зоны ближайшего и отдаленного развития личности как субъекта профессиональной деятельности.
Организация системной работы акмеолого-психологической службы предполагает системно-целостное решение задач профессиональной деятельности, оптимизации всего труда и жизни, которые ориентированы на конкретного следователя и на весь следственный отдел.
Исходя из целей и задач деятельности АПС выделяются следующие направления:
- информационно-аналитическое;
- психодиагностическое;
- психокоррекционное;
- консультативное;
- тренинговое;
- экспертное;
- организационно-методическое;
- научно-исследовательское.
Использование полученных в результате работы системы акмеолого-психологической службы данных предполагается в следующих областях:
• обоснование функциональных психолого-профессиональных требований к личности следователя;
• разработка системы критериев, показателей и уровней продуктивности профессиональной деятельности;
• выявление ролевых позиций кадров;
• определение психологических условий и факторов, обеспечивающих оптимизацию профессиональной деятельности.
В связи с этим можно сказать, что в основу акмеолого-психологического сопровождения положена концепция свободного выбора как условие развития человека, то есть человек либо хочет принять помощь, либо нет, никто не может его заставить в принудительном порядке принять данную помощь. Сопровождение может трактоваться как помощь в формировании возможного пространства развития, ответственности за действия, которые несет сам человек.
Таким образом, под акмеолого-психологическим сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях профессионального и жизненного выбора, а также обеспечивающий личностно-профессиональный рост человека.
Акмеолого-психологическое сопровождение деятельности следователя помогает выработать акмеологически значимые эталоны деятельности (индивидуальной и групповой), выявить характерные для высших уровней профессионализма показатели.