В настоящее время, объективно назрела необходимость системного анализа взглядов на проблему психической устойчивости субъекта деятельности, выявление ее сущности, и на этой основе разработки концепции формирования уровня психической устойчивости курсантов-девушек. Для этого важно многопланово исследовать данную проблему, учитывая результаты познания основных наук, которые могут быть полезными в достижении выдвинутой цели.
Усилия женщины достичь независимости, расширить круг своих интересов и поле деятельности постоянно наталкиваются на скептическую позицию, состоящую в том, что подобные усилия стоило бы прилагать только перед лицом экономической необходимости, и что они противоречат врожденным особенностям женщины и ее естественным наклонностям. Соответственно об усилиях подобного рода говорится как о чем-то, не имеющем жизненно-важного значения для женщины, «все помыслы которой в действительности должны бы сосредоточиться исключительно на мужчинах и материнстве» .
Для нашего исследования необходимо помнить, что З.Фрейд описывал женщину «лишь в той мере, в какой ее сущность определяется сексуальной функцией. Основные категории, в рамках которых изучалась женственность в классическом психоанализе, - либидо, объект и цель .
Карен Хорни расходится с Зигмундом Фрейдом по ряду принципиальных вопросов в воззрениях на психологию женщины. Хорни попыталась изнутри изменить психоаналитическую теорию, подвергнув критике идею Фрейда о психологических последствиях анатомического различия между полами. Уже в первых своих статьях Хорни стремилась показать, что женщина обладает лишь ей присущими биологической конституций и особенностями развития, которые нельзя рассматривать с мужских позиций как некую неполноценность. Она пыталась обосновать исключительно женские психологические проблемы как результат подчиненного положения женщины в современном «маскулинном» обществе, продуктом которого является и чисто мужское представление о женщине в психоанализе: «психоанализ – творение мужского гения, и почти все, кто развивал его идеи, тоже были мужчинами. Вполне естественно и закономерно, что им гораздо легче было изучать мужскую психологию, и что развитие мужчин им было более понятно, чем развитие женщин» . Исходя из этого, она задает неожиданный вопрос, почему же мужчина стремится видеть женщину именно в таком свете, и приходит к выводу, что из-за относительно малой роли мужчина, испытывает бессознательную зависть к женщине и отсюда желание обесценить женщину.
Подобный мужской взгляд на женщину К.Хорни объясняла потребностью доминирующей в обществе стороны создать идеологию, необходимую для обеспечения своего господствующего положения, видя в женщине источник угрозы мужскому самолюбию. Этот страх, проистекающий из осознания мальчиком собственной ущербности, побуждает взрослого мужчину в качестве компенсации выдвигать на передний план идеал креативности, добиваться сексуальных «побед» или унижать объект любви. И наоборот, женщине с детских лет нет необходимости доказывать свою женскую состоятельность, а потому такой нарциссический страх перед мужчиной у нее отсутствует.
В настоящее время для объяснения отсутствия некоторых различий между представителями разного пола привлекается идея андрогинии . Самими известными здесь являются теории, разработанные двумя женщинами: Джудит Спенс с коллегами рассматривала андрогинность как сочетание показателей высокой маскулинности и высокой феминности, а Сандра Бем представляла ее как баланс между этими двумя категориями. Андрогинности отдается в США предпочтение перед маскулинностью и феминностью, и теория андрогинного менеджмента А.Серджента, к примеру, утверждала, что эффективный лидер должен перенимать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интегрировать мужские и женские характеристики .
Физиологический аспект устойчивости, устойчивость организма человека к действию факторов среды – одна из самых широких проблем в физиологии и медицине. В.И. Медведев указывает на «… три уровня рассмотрения проблемы устойчивости организма. Первый уровень представлен исследованием процесса устойчивости, обусловленного внутриклеточными биохимическими процессами и гуморальными механизмами. Второй уровень изучения устойчивости организма связан с исследованием физиологических систем, а также межсистемных процессов и, наконец, третий – с рассмотрением причинно-следственных связей, обуславливающих стратегию приспособительных реакций организма»1.
Устойчивость живых систем существенно отличается от устойчивости систем неорганической природы. Основным отличием является способность живых организмов к саморегуляции, саморепродукции и воспроизведению себе подобных, а также к усвоению необходимых веществ из внешней среды.
П.К.Анохин подчеркивал, что понятие функциональной системы возникло на основе систематических исследований нарушенных функций. Он отмечал: “физиологическая суть компенсаторных приспособлений состоит в том, что каждая попытка животного или человека исправить имеющийся дефект должна быть оценена немедленно по ее результату. Именно такая осуществляющая качественно очередной приспособительный эффект система, все части которой вступают в динамическое экстренно складывающееся функциональное объединение на основе непрерывной обратной информации о приспособительном результате, была названа “функциональной системой”1. П.К.Анохин указывал, что “недостаточный результат может привести всю систему в крайне беспокойное и отнюдь неустойчивое состояние”2. Применение системного подхода в психологии обуславливает нарастание научного интереса к феномену “устойчивость”.
Анализ источников информации позволил установить, что в проблеме психической устойчивости исследователей интересуют и другие многие аспекты. В частности, продолжают интенсивно изучаться факторы, влияющие на психическую устойчивость человека, которые действуют в системе его взаимодействия с объективной реальностью, а также те, которые связаны с процессами, происходящими в самой науке. Таким образом, интересы науки и практики делают актуальной задачу исследования проблемы устойчивости социального субъекта, в том числе военнослужащих-женщин.
Однако надо признать, что, несмотря на большой интерес к проблеме психической устойчивости в науке, говорить о ее теоретической разработанности мы не можем. Даже в словарях, вопреки их специфически узкой направленности - психологических, медицинских, философских и других определение этого понятия либо не дается, либо оно рассматривается слишком ограничено и односторонне. Лишь в некоторых частных исследованиях можно встретить попытки выяснить содержание понятия психической устойчивости.
Здесь следует отметить, что решение проблемы устойчивости в отечественной и западной психологии практически не выходит за рамки достаточно узкого вопроса - способности или неспособности личности противостоять давлению со стороны группы (У.Аткинсон; А.В.Петровский; В.Э.Чудновский). В отечественной психологии эта проблема разрабатывается в более широком плане. Анализируются направленность личности, установки, отношения и другие аспекты, которые, так или иначе, относятся к явлению устойчивости личности. Создана теория групповой активности, в которой раскрывается принципиальное отличие организации формы устойчивого поведения в коллективе.
В концепциях личности А.Н.Леонтьева (1974, 1975), Л.И.Божович (1968) особенности поведения личности выводятся из особенностей ее мотивационной сферы. Устойчивость личности, по Леонтьеву, определяется соотношением смыслообразующих мотивов с определенными поведенческими особенностями, со способами осуществления деятельности.
В структуре личности, предложенной К.К.Платоновым, устойчивость личности устанавливается с учетом биологической или социальной обусловленности ее свойств. Он рассматривает динамическую сторону (темперамент, индивидуальные особенности психических процессов) и содержательную сторону личности, которая включает мотивы, отношения, социальный опыт личности. Устойчивость личности, обусловленная темпераментом, индивидуальными особенностями психических процессов, проявляется относительно независимо от содержания деятельности индивида.
На необходимость учета динамических свойств личности, а также их влияния на поведение, указывают Г.Айзенк А.А.Бодалев, В.С.Мерлин, И.Паспаланов, Д.Щетинский и др. В последние годы проблема повышения устойчивости личности занимает особое место в спортивной психологии (П.Алексиев; А.Д.Ганюшкин; Е.Генова.; Ди Винтер Е.; Г.И.Крайнов и О.Р.Арнольд; Р.М.Найдиффер; В.Рабинович; И.Савов; Сингер и др.).
Среди женщин-военнослужащих часто встречаются такие, которые не знают, как справиться со своей излишней «эмоциональностью». Они считают ее серьезным недостатком, источником неуверенности и несправедливости, причиной многих конфликтов. Путь здесь ведет через блок контроля и управления "взрослым Я". Чем сильнее поступившая информация затрагивает чувства и достоинство в блоке "детское Я", тем больше опасность, что данный сигнал в блок "взрослого Я" вообще не поступит, и вся предназначенная для обработки данных энергия будет полностью израсходована. Некоторые женщины взяли за правило сначала мысленно считать до 10 или даже до 50, чтобы блокировать необдуманное, спонтанное высказывание и приглушить свои эмоции.
О психической устойчивости женщин до сих пор было не принято говорить громко. Итак, пора сказать, что силы слабой половины общества заметно выше. И, прежде всего благодаря гибкости и умению приспосабливаться. Приведем сравнение: по своей гибкости поведение женщины напоминает стиль жизни одной из наиболее жизнеспособных наций – китайской. Напомним, что одна из причин, объясняющих высокую жизнеспособность китайской нации (самой многочисленной в мире), заключается именно в удивительной способности к гибкости и маневру. Не грубый напор и тоталитаризм, а плавность, гибкость и умение находить компромиссы. И за счет высокого уровня психической устойчивости, за счет умения задействовать интеллект, волю, эмоции и свои личностно-профессиональные качества в нужный момент и в необходимом количестве.
Кроме умения активно приспосабливаться, женщины умеют оперативно переключаться с одной социальной роли (деловая женщина) на другую (дочь, мать, жена), тогда как мужчины осознают свою неспособность легко усваивать эти стереотипы, до тех пор, пока их собственная психология и их стратегии имеют в основе жесткость и готовность к конфликту.
Помимо различий психологического плана очевидным становилось и то, что женщина во многом устроена от мужчины отлично и в физиологическом плане. Профессор Дж.Франк, директор Центра по исследованию мозга в Эдинбурге обнаружил множество чисто анатомических различий. Вот одно из явных таких различий: мозг женщины заметно меньше мозга мужского. В женском мозгу нейронов меньше примерно на 13%. Но, женщины, с избытком компенсируют это тем, что у них нейроны имеют куда больше связей, чем у мужчин. Причем больше тоже на 13%. Именно благодаря большому числу связей женский мозг, оказывается, организован значительно эффективнее и работает быстрее мужского. К такому выводу пришли американские исследователи (университет в Цинциннати).
Кровообращение в мозгу у женщин также происходит интенсивнее, чему у мужчин. Выше у женщин оказалась и электрическая активность мозга. Немецкий исследователь, обнаруживший это, объясняет именно этим то, что женщины в каких-то вопросах «соображают быстрее мужчин».
В то же время, результаты психометрического исследования показывают, что среди мужчин большее умственно отсталых индивидов, но и больше высокоодаренных. Среди наиболее талантливых людей, получивших признание общества, как известно, преобладают мужчины. На основе подобных исследований было сделано заключение, что диапазон умственных способностей мужчин значительно шире, чем у женщин.
Мужчины и женщины отличаются не только диапазоном разброса умственных способностей: у женщин более развит вербальный интеллект, а у мужчин – зрительно-пространственный. Т.Л.Хилтон в 1985 году суммировал результаты выполнения тестов на понимание пространственных отношений большой выборки американских школьников старших классов (общее число испытуемых более 23 тыс.) и обнаружил, что юноши справлялись с ними значительно лучше девушек. Интересно сравнения с данными аналогичного исследования, выполненного 20 лет назад: различия между мужчинами и женщинами за этот период сократились .
Б.С. Бассаров подошел к описанию уровней характеристик феномена устойчивости личности, основываясь на принципе соотношения всеобщего, особенного и единичного. Он предполагает существование трех уровней устойчивости личности. Первый - относительно генерализованная форма устойчивости личности - динамическая и содержательная характеристика поступков, поведения человека, которая наблюдается в разных видах его деятельности. Этот уровень соответствует категории всеобщего и обозначается психологическим понятием “характер”. Второй уровень, менее генерализованный уровень устойчивости личности, характеризует особенности поведения человека в группе и коллективе. Эта специфическая форма устойчивости личности соответствует категории особенного. Третий уровень - это особенности поступков и поведения индивидов, обусловленные ситуативными мотивами деятельности; соответствует категории единичного.
Динамическая и содержательная характеристика этих уровней поведения, по мнению Б.Бассарова, являются теми “важными полюсами, под влиянием которых формируется устойчивость личности как своеобразная и вместе с тем социально-типическая форма поведения общественного индивида”.
Нельзя не заметить, что присутствие женщин в воинском коллективе культурно облагораживает взаимоотношения в части, в определенной степени стимулирует социальную и служебную активность мужчин. Замечено: где в подразделениях служат больше женщин, тем меньше случаев пьянства, неуставных взаимоотношений, самовольных отлучек, грубости в межличностных взаимоотношениях.
Существенное значение имеет личностная мотивация женщин.
По данным социологических исследований, 55% опрошенных военнослужащих-женщин пришли в армию, желая приобрести более высокий социальный статус, либо сыграло свою роль романтическое представление о военной службе. 45% - в надежде изменить социальный статус, устроить свою личную жизнь. И почти всех привлекают льготы военной службы, возможность избежать безработицы .
Женщина, "удачно" вышедшая замуж, может вообще не ощущать потребности выделяться в работе среди коллег. Она же может страстно стремиться к повышению своей квалификации, чтобы на работе признавали ее социальный статус. Может случиться, что такая женщина будет просто пытаться доказать своему мужу, что и она - а не только он, и независимо от него! - может сделать хорошую карьеру, приобрести собственный статус.
Незамужняя женщина нередко изо всех сил стремится к тому, чтобы добиться на работе должного признания, и особенно в тех случаях, когда она считает свое незамужество серьезным изъяном. Она очень переживает, если ей этого не удается.
В работах ведущих отечественных психологов (Л.И.Анцифиров; Л.С.Выготский; Л.Г.Дикая; Б.Ф.Ломов; В.А.Пономаренко; В.Э.Чудновский и др.) устойчивость, зрелость личности связывается с умением человека ориентироваться на определенные цели, с характером временной перспективы, организацией своей деятельности. В частности понятие психической устойчивости личности они связывает с высшим этапом развития устойчивости, и понимают под этим системным свойством личности активность и успешность ее самоорганизации.
Обобщая отмеченные взгляды на проблему психической устойчивости личности, в наиболее общем плане ее наиболее характерные признаки образуют особую организацию существования личности как системы, которая обеспечивает максимально эффективное ее функционирование. Понимание личности как системы означает признание существования ее разных характеристик: психических свойств, состояний, процессов, а также и психических отношений, причем последние являются одной из важнейших характеристик личности, так как представляют субъективную сторону ее связи с предметами, явлениями, ее внутреннее звено.
Границы психической устойчивости определяются объективно существующими пределами, которые, в широком смысле, сводятся к двум. Во-первых, это потенциальные возможности человека; во-вторых, - объективные требования конкретной ситуации. Психическая устойчивость признается условием поддержания максимальной эффективности.
Традиционно женские качества, образующие стереотип женственности (зависимость, мягкость, интуиция), дополняются (а нередко и подменяются) качествами, которые характеризуют определенный стереотип «мужественности» (независимость, энергия, инициативность и т.д.), что приводит к сочетанию в индивиде «мужских» и «женских» характеристик – психологической андрогинии. Особенно остро проблема изменения полоролевых стереотипов касается женщин в связи с их все большим включением в «нетрадиционные» виды деятельности и связанной с этим необходимостью психологической перестройки.
В настоящее время отмечается, что люди с традиционно половой типизацией оказываются дезадаптированными, не отвечая в должной мере требованиям, которые предъявляет жизнь. Так, данные исследований женщин, избравших традиционно мужскую специальность, подтверждают, что женщины с ярко выраженными характеристиками женственности демонстрируют более высокую тревожность и неудовлетворенность своим выбором, чем женщины той же профессии, но с более выраженными чертами мускулинности .
Продвигаясь по службе, приближаясь к тем сферам, где принимаются глобальные решения, женщины, как правило, натыкаются на «стеклянный потолок». Таким образом, в современных условиях существует противоречие: проблемы женщин нельзя решить или выработать научно обоснованную стратегию их решения без деятельностного участия самих женщин, а способных к этому субъектов женского пола, обладающих значительной популярностью, общественной поддержкой и формально занимающих соответствующее социальное положение в России крайне мало. К тому же, многие из тех, кто смогли достичь общественного признания, реализовав себя в сфере политики, культуры, бизнеса, сегодня по существу уже «не живут» женскими проблемами. В условиях превалирования мужчин в этих сферах, а также сохраняющихся патриархальных стереотипов общественного сознания сами женщины вынуждены в большей мере играть «мужские роли», соответственно утрачивая интерес к решению таких проблем.
Мы разделяем тезис И.Кона о том, что «характер общественных взаимоотношений между полами зависит не только и не столько от самого полового разделения труда, круга специфических обязанностей мужчин и женщин, сколько от распределения власти, меры общественного признания, престижности мужских и женских занятий» . Данное положение справедливо по отношению к содержанию воинской деятельности женщины в нашем обществе, и к степени адекватности оценки ее результатов на различных уровнях.
Трудно отделить проблему личности человека от проблемы человека-работника (ибо обязательно в каждом работнике в определенный момент проявляется личность). Всего труднее выделить из проблемы личности женщины - проблему женщины-работника, потому что женщина - личность, обязательно проявит собственный потенциал на каждом, даже самом маленьком участке работы независимо от профиля и уровня.
Социальные изменения создали новый тип женщины. Само собой разумеющееся подчиненное положение женщины - анахронизм, становящийся редкость. Новая женщина - это уверенная в себе женщина. Это отражается в том очевидном обстоятельстве, что уверенные в себе женщины открыто подвергают сомнению мировоззрения и оценки мужчин.
Сущность психической устойчивости курсантов-девушек, представляется нам как специфическая личностно-профессиональная ориентация, направленность на определенные цели, заключающуюся, в определенном характере нравственной ориентации человека и его способности . Иначе говоря, психическая устойчивость - это относительно устойчивое системное, но конкретное проявление всех компонентов психики, имеющих определенную направленность, выражающих гармоничность связи человека с внешней средой в конкретных условиях.
Следовательно, в понятие психической устойчивости курсанта-девушки мы вкладываем и характеристику адекватности психического состояния деятельности военнослужащего-женщины, которая дает возможность ей поддерживать максимальную работоспособность в различных, в том числе и напряженных ситуациях, добиваясь успеха в рамках жизненной стратегии.
Психическая устойчивость представляет собой гармоничность развития интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностно-профессиональных качеств, которые обеспечивают успешность профессиональных действий и поведенческих реакций в процессе деятельности и жизненной стратегии военнослужащего.
Анализируя многочисленные результаты психологического тестирования военнослужащих-женщин проходящих стадию профессионального становления, мы пришли к выводу о том, что с одной стороны, для преодоления эмоциональных “всплесков” человеку необходимо обращаться к поиску внутренних резервов. При этом: чем чаще человек обращается к волевому регулированию своего эмоционального состояния, тем более у него развиты средства волевой регуляции. Замечено, что, более способные люди находят решение проблемных ситуаций путем интеллектуальных усилий, не прибегая к чрезмерным волевым напряжениям, а в значительной мере используя свой творческий потенциал, основу которого составляют сформированные личностно-профессиональные качества.
С другой стороны, наиболее значимыми для психической устойчивости, на наш взгляд, как практически востребованными, так и научно важными, являются такие направления как исследование эмоций, воли, интеллекта и профессиональной компетентности, механизмов и факторов их развития в гармоничной взаимосвязи. Без учета или без четкого понимания этих характеристик психики военнослужащей-женщины, невозможно обеспечивать требуемую ей устойчивость для продуктивной деятельности, выработку оптимального уровня психологической защиты и в целом психического здоровья.
В настоящее время на передний план выдвигаются проблемы формирования, воспитания, управления и самоуправления психическими состояниями личности. В многочисленных работах, посвященных изучению индивидуально-типологических особенностей человека, указывается, что сильная нервная система характеризуется высокой работоспособностью, помехоустойчивостью и низкой чувствительностью, качествами необходимыми в воинской деятельности1. Большинство авторов, исследующих проблему психической устойчивости, приходят к единому мнению, которое можно сформулировать примерно в следующем виде, - в условиях стресса деятельность лица со слабой психической устойчивостью проявляет ненадежность. Устойчивость нервной системы, характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения, и может являться показателем психической устойчивости личности. Вследствие чисто мужского характера нашей цивилизации курсантам-девушкам особенно трудно достичь необходимого для выбранной ими профессии уровеня психической устойчивости, а значит труднее успешно пройти профессиональную и социально-психологическую адаптацию в ввузе.
Психолого-педагогическая коррекция в условиях ввуза представляется нам как особая часть единого воспитательного процесса, которая реализуется в процессе профессионального воспитания будущих офицеров девушек. Однако специфика работы с курсантами-девушками требует от преподавателей, воспитателей и начальников курсов нестандартного, бережного подхода. Проведенная нами работа, направленная на самосовершенствование психологических качеств прежде всего самих преподавателей, которыми в основном являются мужчины и которые традиционно ориентированы на работу с мужским коллективом, позволяет сделать еще один вывод о том, что курсанты-девушки требуют дифференцированного подхода при психолого-педагогическом сопровождении учебного процесса.