Хорошо справляются со стрессом те руководители, которые обладают достаточным уровнем профессиональной компетентности, высоким интеллектом, волей и эмоциональной стабильностью, а также владеют эффективной технологией саморегуляции, позволяющей им существенно повышать свою способность к преодолению физических и психических нагрузок. Сущность психической устойчивости руководителя и представляется как интегративное психическое образование, включающее интеллектуальные, эмоционально – волевые, и личностно – профессиональные качества, уровень развития и гармоничность проявления которых определяет способность руководителя успешно выполнять функции профессиональной деятельности. В наиболее обобщенном плане ее характерные признаки образуют особую организацию существования руководителя как целостной системы, которая обеспечивает максимально эффективное собственное развитие и деятельность.
Упрощенно психическую устойчивость человека можно определить, как способность предвидеть и предотвращать неприятные события в жизни, а в случае их возникновения без существенных потерь выходить из них. В современной психологической литературе психическую устойчивость определяют как особую организацию существования личности как системы, которая обеспечивает максимально эффективное ее функционирование. Психическая устойчивость – это крепость духа, несгибаемость, основа безопасности и живучести. Это то, что дает нам гарантию надежности, личной безопасности, чтобы с нами не происходило, в какие бы переделки мы не попадали.
Это очень важно, ибо зачастую нехватка времени, важность выполняемой работы, ее разноплановость порождают спешку, внутреннюю и внешнюю суету, раздражительность человека и, в конечном счете, недовольство собой и другие отрицательные эмоции. Первым условием уравновешенности человека, его психической устойчивости, как известно, является отсутствие подобной суеты и нервозности в работе. Высокий уровень психической устойчивости является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности.
Актуальной на наш взгляд по этой причине становится проблема формирования, развития и сохранения психической устойчивости личности каждого человека и социума в целом. Мы строим свою жизнь, как дом. Планируем, чертим, строим, представляем, как это будет выглядеть в готовом виде, можем чувствовать, что что-то получается или не получается, но конечного результата не видим. Тем не менее, убеждение, вера в то, что мы добьемся своего, побуждает нас к творчеству, преодолению трудностей и, в конечном счете, мы достигаем поставленной цели. Так как же нам в процессе жизни ориентировать свое поведение, чтобы не сломать свой психологический хребет, чтобы выжить в сложном и жестоком современном мире? Как остаться целым и невредимым? Как сохранить и даже улучшить общее самочувствие, настроение и здоровье в условиях далеко не идеальных для сохранения здоровья и оптимизма? Как надо вести себя, чтобы сохранить чувство самоуважения, честь и достоинство, находить радость в условиях, когда социальное напряжение возрастает и в обществе существует множество факторов способствующих унижению человека?
Психическая устойчивость представляет собой гармоничность развития интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностно-профессиональных качеств, которые обеспечивают успешность профессиональных действий и поведенческих реакций в процессе деятельности и жизненной стратегии. Речь идет о способности субъекта деятельности успешно противостоять условиям, которые могут отрицательно повлиять на его работоспособность.
На наш взгляд, наиболее важной особенностью психической устойчивости человека является динамичность ее уровня, которая определяется степенью воздействия внешних психогенных факторов, доминированием одной или нескольких составляющих психической устойчивости для преодоления жизненных неурядиц.
Проблема повышения психической устойчивости представляет, в настоящее время, чрезвычайно широкую область исследований, дающую практические результаты, особенно при применении не отдельных (хотя бы и наиболее разработанных средств), а при их комплексном воздействии по определенным, учитывающим конкретные условия схемам.
Устойчивость вообще, необходимо рассматривать как функцию двух переменных – окружающей среды и внутренней структуры системы. Закономерности развития психической устойчивости можно определить и подтвердить экспериментально, если понимать устойчивость не только как сохраняемость определенных состояний, но и видеть активный характер устойчивости. Активный характер устойчивости (по мнению В.М. Генковской) выражает «… момент сопротивления, который проявляет данная система к внешним воздействиям». При кратковременном единичном воздействии устойчивость определяется быстротой возвращения системы к прежнему состоянию. Если воздействия продолжительны во времени или многократно повторяются, то устойчивость проявляется в том, что система переходит от одного состояния в другое. При этом сохраняет основные внутренние взаимосвязи.
В этой связи необходимо помнить о законах функционирования нервной системы человека, по которым определяется возникновение и развертывание фундаментального процесса возбуждения в нервной клетке. Которая определяет активность организма в среде при внешних и внутренних воздействиях и контролирует приспособительные механизмы живой системы. Этих законов три. Первый закон силы – чтобы возникло возбуждение, раздражитель должен быть достаточно сильным (пороговым или выше порогового) при МП = - 70 мв пороговая сила = - 20 мв. Второй закон времени: зависимость пороговой силы раздражителя от времени его действия. Т.е. раздражитель должен действовать определенное время, чтобы вызвать возбуждение. «Полезное время» - минимальное время, в течение которого раздражитель данной силы должен воздействовать на ткань, чтобы вызвать возбуждение. Каким бы сильным не был стимул, но его короткие по
длительности импульсы не способны вызвать возбуждение. И закон градиента, чтобы раздражитель вызвал возбуждение, он должен нарастать достаточно быстро. Данные законы необходимо учитывать для изучения путей профилактического воздействия и формирования способов обретения психической устойчивости.
С точки зрения системно-структурного подхода личность как система предполагает наличие признака устойчивости как способности сохранять себя в условиях изменяющейся (в некоторых пределах) среды. Способность сохранять себя в изменяющихся условиях на наш взгляд есть основной признак устойчивости системы, толерантности. Устойчивость отличает активный характер, так как она двуедина, устойчивость можно рассматривать как процесс и как результат. Активность устойчивости обеспечивает адаптационные процессы личности в среде. Устойчивость благодаря активному характеру является неотъемлемой частью развития личности.
Если система устойчива, то она относительно инвариантна , что не противоречит изменению состояния в границах некоторого допустимого диапазона. Инвариантность в данном контексте следует понимать как способность в одно и то же время к активному самосохранению своей организации и к самодвижению, к саморазвитию. Поэтому устойчивость нельзя свести только к поддержанию определенных состояний, она охватывает сохраняемость, процесса в целом – т.е. последовательность состояний во времени.
Внутренние субъективные условия, которые определяют психологическую сущность личности, одновременно являются факторами, влияющими на устойчивость личности к психическому воздействию, а именно:
1. Значимость события для личности. (Причем степень патогенности полученной информации тем выше, чем больше значимость ее для человека). Л.И.Ермолаева,Н.Д.Левитов,Ю.Е.Сосновикова.
2. Субъективная оценка личностью ситуации.(Объективно могут иметь место кризисные ситуации. Но перцепция субъектом может транформировать объективные ситуации как благоприятные или индиферентные).Н.И.Наенко, Ю.Б.Некрасова, Т.А.Немчин, М.Тышкова.
3. Ценности человека (ценности как идеал – общечеловеческие, социокультурные или ценности в виде материальной и духовной культуры, а также социальные при активной переработке личностью интериоризируются и становятся личностными ценностями. В зависимости от результата данного процесса кризисные ситуации объективно оцениваются как таковые в зависимости от степени посягательства , вплоть до разрушения, на личностные ценности).К.А.Абульханова-Славская,Л.И.Анциферова.
4. Личностный смысл.(Как единица сознания и индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых личность развертывает свою деятельность.) М.Ю.Денисов,А.О.Прохоров.
5. Психологическая переработка .(Психическая устойчивость в данном случае зависит от опыта переработки патогенной информации. От имеющихся способов позитивной рефлексии переживаемых личностью событий).Анциферова Л.И., Юнг К.
Совокупность психофизиологических нейродинамических факторов, от которых зависит сила переживаний, особенности поведенческих реакций, быстрота возникновения состояния психофизиологического дисбаланса. Каждый экстренный раздражитель совпадает с определенным фоном реактивности организма. Усиленную неадекватную реакцию дает организм даже на слабый раздражитель, если ему предшествовало воздействие негативного фактора в короткий промежуток времени. Это так называемый феномен двойного удара ( Сперанский А.Д.).
На явление психической устойчивости имеется множество точек зрения и многообразие интерпретаций. В связи с этим имеется необходимость более тщательного изучения данной проблематики и понимания психологической сути данного феномена. Для исследования проблемы развития психической устойчивости личности к кризисным ситуациям должно использовать различные теоретические подходы, а именно:
1. Психолого-акмеологический подход, который рассматривает средства (внешние и внутренние) саморазвития, способы повышения функции саморегуляции, функции самоконтроля, изучает пути самопознания личности для обретения знаний собственных индивидуальных особенностей и следования собственным социальным ролям.
2. Психолого-педагогический подход в изучении данной проблемы видится не только в изучении поведения и состояния в кризисных ситуациях, но и в обучении способам и методам формирования психической устойчивости.
3. Социогенетический подход. Исходя из теории деятельности, особое место в которой занимает развитие психики в конкретных типах общества. Один из критериев –приспособление к среде, другой критерий – способность к действию по приспособлению среды под себя, т.е. способность индивида благодаря его участию в жизни общества контролировать свои собственные условия жизни, распоряжаться ими, стать подлинным субъектом своей жизнедеятельности и хозяином своей судьбы.
4. Аксиологический подход. Объяснить и извлечь полезный опыт, даже если он отрицательный и определить, насколько ценен для личности и социума данный кризис. Общественное сознание и личность должны развивать активность для перевода негативных моментов кризисных ситуаций в позитив. То есть оптимизировать процесс переживания кризиса и приобретения бесценного опыта.
5. Социально-психологический подход. Исходя из филогенетической предпосылки основы природы индивида как животного социального, необходимо учитывать коллективное начало человека и изучать естественные для его природы способы и методы формирования психической устойчивости в кризисных ситуациях. Пережить критическую ситуацию и приобрести опыт преодоления без ущерба здоровью разрешает совместная выработка тактических и стратегических действий, коллективные действия через общественные организации и другие формы гражданского общества (институты «человек-человек». В подобном решении проблемы прослеживается психотерапевтический эффект сопереживания и совместная деятельность в диалоговом интерактивном общении, что отвечает глубинному бессознательному российского человека, его древним архетипам.
В последнее время увеличилось количество работ, изучающих человека в специфических условиях выполняемой деятельности. Это объясняется тем, что в связи с растущей напряженностью («кризисностью») жизни на повестке встал вопрос исключительно практической значимости: противопоставления негативному психическому и функциональному состоянию, стрессу, кризису активной позиции, формирования психологической готовности к нему, качеств личности, навыков и умений успешного преодоления. Генезис изучаемой проблемы наиболее продуктивно дан в работах Р.М. Загайнова, В.Г. Зазыкина.
Умение себя успокоить, стряхнуть беспричинное беспокойство, тягостное настроение или раздражительность - один из основополагающих навыков психологической подготовки, необходимой руководителю. Те, кто таких навыков не получил, испытывают дискомфорт, а люди обладающие ими, гораздо скорее приходят в себя после стрессов и неприятностей. Они преуспевают быстрее остальных, особенно в такой сфере деятельности как управление коллективом. Более того, негативные факторы разрушая толерантность человека, приводят к «поломкам» более слабых мест организма и развиваются психосоматические расстройства, зачастую переходящие в хронические.
Результаты экспериментального исследования динамики психической устойчивости госслужащих свидетельствуют о том, что наиболее кризисная часть приходится на период овладения новой профессиональной ролью. Причины этого явления заключаются в многомерности и противоречивости, особой сложности психофизиологической и социальной задач, которые решает руководитель. Поэтому особенности толерантности на этапе его адаптации в силу новизны, недостаточной практической изученности, но, тем не менее, исключительной важности требуют как правильного научного понимания, так и обстоятельного практического изучения.
В соответствии с целями и задачами исследования нами на протяжении 2 лет лет (2001 - 2002 г.г.) проводилось изучение особенностей психической устойчивости руководителей с различным стажем управленческой деятельности. Психологическое обследование в интересах определения оптимального психологического инструментария изучения психической устойчивости руководителей проведено на выборке 136 респондентов, мужчин в возрасте от 25 до 50 лет.
Диагностические данные получены на основе комплексного психологического тестирования: ДМО (модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири), СМИЛ (стандартизированный метод изучения личности), метода цветовых выборов (цветовой тест Люшера) и др.
Среди респондентов выявлена группа руководителей со смешанным типом реагирования (21%). Для них характерны: неустойчивость мотивационной направленности, повышенная эмотивность, потребность в самореализации при недостаточно развитом контроле, экзальтированность. Вместе с тем обнаруживается не шаблонный подход к решению проблем, склонность к расширению сферы интересов, увлеченность. Прослеживается стремление привлечь внимание окружающих, высокий уровень притязаний, избирательность в контактах, своеобразие интересов. Их психическая устойчивость снижается в ситуации жестко регламентированной и в контактах с людьми категоричными и нетерпимыми к индивидуалистичности.
В качестве положительных предпосылок устойчивости, выявлены такие привлекательные признаки как упорядоченность, методичность и самостоятельность действий, а также потребность в сочувствии и понимании, самоуважении и уважении со стороны значимых окружающих. Потребность в общении при выраженной избирательности в межличностных контактах сопровождается неуверенностью в себе и стремлением к избежанию конфликтов. При этом стрессы, вызываемые ограничениями или запретами, проявляются в протесте против однообразия и заурядности, в настойчивости при отстаивании своего мнения, ориентируясь на авторитарность и на повышенное чувство независимости. Влияние стресса вызывает повышенную впечатлительность. субъективизм в ценностной ориентации, чувствительность к средовым воздействиям и потребность в щадящей “социальной нише”.
Реализация программы (психологической диагностики и психологической подготовки), позволило установить, что госслужащие могут быть охарактеризованы уровнями психической устойчивости. Среди них мы выделяем следующие уровни: высокий уровень психической устойчивости госслужащего характеризует способность человека выполнять профессиональные обязанности в любых реальных условиях без существенного психического и физического напряжения; стабильный уровень психической устойчивости позволяет человеку осуществлять свою деятельность успешно без негативных последствий для психического здоровья; удовлетворительный уровень обеспечивается, если сотрудник добивается положительных результатов в профессиональной деятельности, мобилизуя весь свой творческий потенциал; если человек не соответствует одному или нескольким критериям психической устойчивости в такой степени, что не способен успешно выполнять необходимые функции, то мы считаем его психическую устойчивость недостаточной.
При этом выявлена устойчивая закономерность гармонизации соотношений основных компонентов в структуре психической устойчивости (когда госслужащие прощли занатия по психологической подготовке 72 час.). Она выражается в заметном снижении эмоциональной напряженности более 11% , повышение волевой устойчивости на 16%, более 4% интеллектуальных качеств, личностно-профессиональные качества около 7%. В контрольной группе, в которой эти занятия не проводились, соответственно, показатели вторичного тестирования, практически не изменились по сравнению с первичным. Более того, полученные данные показывают, что после занятий по психологической подготовке прослеживается тенденция повышения качественных показателей всех основных компонентов психической устойчивости: интеллектуальных, эмоционально-волевых, личностно-профессиональных.
В группе лиц достигших определенного профессионального мастерства появляются отдельные признаки нарушения функционального состояния, влияющего на работоспособность. И процент таких признаков достаточно высок, чтобы не обратить на него внимание с точки зрения статистики. Конкретизируя данное заключение можно увидеть, что у большого процента контрольной группы присутствуют жалобы на нарушение сна (17%), чувство озабоченности, тревожности и повышенная суетливость, особенно с напряженных условиях профессиональной деятельности (16%), повышенная раздражительность при решении существенных вопросов (19%), появляющееся ощущение усталости к концу рабочего дня, существенно влияющие на работоспособность (20%). При сравнении с экспериментальной группой, где проводился социально-психологический тренинг и постоянные консультации с психологом, в контрольной группе результаты по данной методике были практически вдвое ниже.
В целом исследование показало, что выявление особенностей психической устойчивости госслужащих определило пути повышения эффективности профессиональной деятельности. При этом, установлена прямая и непосредственная зависимость продуктивности профессиональной деятельности от уровня психической устойчивости госслужащих. На примере данного исследования можно увидеть, что большая часть руководителей государственной службы той или иной степени нуждается в помощи специалистов-психологов, психотерапевтов, а порой и медицинских средств.
Помощь психолога здесь, во-первых, должна состоять в том, чтобы человек получал достоверный портрет своей личности, отражающий скрытые, не реализованные способности и психологические возможности. Во-вторых, в процессе проводимого курса психологической подготовки, каждый человек больше понимает свои сильные, слабые стороны в поведении и общении с другими. В-третьих, выявление донозологических признаков психосоматических заболеваний ориентируют на профилактические и психогигиенические мероприятия с целью укрепления здоровья и сохранению профессионального долголетия государственных служащих.